Ситуация на рынке меда США. Удержится ли Россия на этом рынке?

Международное обозрение по пчеловодству

По официальным американским данным, Россия в течение последних 5 лет значительно увеличила поставки меда в США и вошла по этому показателю в десятку стран-лидеров. В 2008 из России в США было поставлено 3,2 тыс. т меда. Это на порядок больше, чем экспорт российского меда во все другие страны мира вместе взятые. Есть основания полагать, что в обозримом будущем США останутся основным рынком сбыта российского меда. А посему имеет смысл проанализировать состояние этого рынка.

В последнее время американское пчеловодство сталкивается с растущими трудностями. За период 1989-2008 гг. численность пчелиных семей снизилась с 3,5 до 2,3 млн. (-34%), производство товарного меда упало со 100 тыс.т до 70 тыс. т, а спрос на него вырос до 200 тыс.т. В результате в настоящее время 2/3 потребляемого американцами меда – импортного происхождения. Среднедушевое потребление меда стабилизировалось на уровне 540 г в год.

В списке главных бед американского пчеловодства чаще всего фигурируют клещ варроа, завезенный в США в 1989 г.; нарастающий импорт дешевого меда, а также начавшийся в 2006 г. коллапс пчелиных семей (КПС), причины которого до сих пор не выяснены. Распространение КПС выявило основные «болевые точки» американского пчеловодства и стало дополнительным стимулом для принятия экстренных мер по его защите.

По оценкам экспертов, в 2007 и 2008 гг. в этой области в США было сделано столько же, сколько за предыдущие 20 лет. Заслуга в этом, в первую очередь, принадлежит Ассоциации американских производителей меда (Association of the American Honey Producers) – ААПМ и Американской федерации пчеловодства (American Beekeeping Federation) – АФП.

В частности, был существенно ужесточен контроль импорта меда, преданы гласности ряд неблаговидных аспектов деятельности зарубежных экспортеров меда и их партнеров из числа граждан США. В американских СМИ была развернута кампания за усиление контроля содержания вредных для здоровья веществ в импортном меде. При этом указывалось на обнаружение такого рода веществ в молочных продуктах, кормах для домашних животных и другой продукции Китая; на применение в Китае для борьбы с бактериальными заболеваниями пчел таких препаратов, как chloramphenicol, ciprofloxacin, enrofloxacin, fluoroqinolones (Times, December 31, 2008).

Большой общественный резонанс вызвала публикация газетой «Cиэтл Интеллидженсер» (Seattle Intelligencer, December 30, 2008) журналистского расследования о положении дел в американской внутренней и внешней торговле медом.

Кампания в защиту американского пчеловодства еще раз показала, что интересы производителей меда далеко не всегда и не во всем совпадают с интересами импортеров, переработчиков и фасовщиков меда. Отражением этих противоречий стал один из пунктов резолюции конференции АФП, проходившей в Калифорнии в январе 2009 г. В нем подчеркивается, что вовлеченные в незаконные операции с импортом меда лица не имеют права быть членами ключевой структуры американской пчеловодной индустрии – Национального управления по меду (National Honey Board).

В первую дюжину поставщиков меда в США входят следующие страны (данные на октябрь 2008 г., в тыс. тонн, округлено):

2005-2006 гг. 2006-2007 гг. 2007-2008 гг.
Вьетнам 13,2 15,2 18,3
Канада 11,2 14,3 17,3
Китай 36,2 19,3 13,9
Индия 11,2 7,2 13,7
Бразилия 7,2 13,9 12,3
Аргентина 28,4 24,8 11,3
Россия 2,4 5,3 4,4
Малайзия 0,2 0,9 4,1
Тайвань 0,3 0,4 2,8
Индонезия 1 0,2 1,6
Таиланд 1,6 0,9 1,1
Монголия 1,3 1,0 0,5
Прочие страны 9,5 10,9 6,4
Общий объем импорта 123,7 114,3 107,7

К достоверности данных американской статистики об импорте меда следует относиться с большой долей скептицизма, особенно в том, что касается Китая. Реальный объем поставок меда из Китая в последние два года, по-видимому, составлял 35-40 тыс. т, причем половина этого количества поставлялась по мошенническим схемам, призванным избежать выплаты высоких (до 220%) антидемпинговых пошлин на китайский мед или максимально снизить сумму этих выплат.

Значительная доля китайского меда поставляется в США под видом продукции одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для оформления документов, маскирующих подобные сделки, в этих странах создаются смешанные компании. Более сложные схемы предполагают наличие двух «транзитных» стран. Именно по такой схеме осуществлялись поставки псевдо-российского меда в США в 2005-2008 гг.

Расчет в данном случае делается на то, что контрольные службы США не могут на месте определять географическое происхождения крупных партий импортного меда и вынуждены прибегать к помощи других агентств и служб, что требует больших затрат времени, усилий и средств. Естественно, чиновники стараются избегать такого рода хлопот.

Анализы географического происхождения меда проводят не государственные, а «гражданские» лаборатории в штатах Массачусетс, Орегон и Техас. Они же проводят анализы на фальсификацию меда кукурузной фруктозой, тростниковым сахаром и другими подсластителями, а также на наличие остатков антибиотиков. Вопрос о том, чтобы подтянуть технический уровень американских лабораторий, контролирующих качество меда, до уровня соответствующих лабораторий Германии и других стран ЕС, в США пока не рассматривается.

Мед не значится в списке продовольственных продуктов, которые в первую очередь проверяются таможенной службой и Агентством по контролю качества продовольственных товаров и медикаментов.

В отличие от ЕС и Канады, в США отсутствует федеральный «стандарт идентификации меда», что осложняет борьбу по пресечению поставок в импортной продукции сомнительного качества. В этих условиях отдельные штаты намерены самостоятельно принять стандарты на мед. В частности, в ближайшее время такой стандарт будет принят в штате Флорида. Предполагается, что в дальнейшем этому примеру последуют и другие «медовые» штаты.

В целях удаления из меда остатков антибиотиков и других нежелательных примесей, китайские компании практикуют продавливание водного раствора меда через сверхтонкие фильтры с последующей его вакуумной «сушкой». Полученный в результате дешевый продукт, лишенный каких-либо примесей, а также цвета и запаха, пользуется большим спросом на американском рынке, так как позволяет переработчикам разбавлять им более темные сорта меда. Американские пчеловоды требуют, чтобы этот «мед» расценивался как один из рядовых подсластителей.

Пищевая промышленность США в больших количествах закупает в Китае также «пекарские» смеси. Импорт этого продукта, содержание меда в котором не превышает 50%, не подпадает под действие антидемпингового регулирования.
В целях снижения суммы выплат антидемпинговых тарифов китайские компании до последнего времени широко практиковали максимальное занижение таможенной стоимости продукции. За первые 8 месяцев 2008 г. средняя цена меда из Китая составила 0,42 долл. за кг. Это примерно треть реальной таможенной стоимости этого продукта.
В целях пресечения подобной практики власти США (Federal Register) приняли решение о повышении с декабря 2008 г. антидемпинговых тарифов на мед всех видов из Китая до 2,65 долл. за кг (Honey Producer, AHPA, 4th Quarter 2008).
Перечисленные факты свидетельствуют о том, что значительная часть операций с медом на мировом рынке осуществляется с нарушением соответствующих международных норм и национального регулирования. Давая оценку этому явлению, президент канадской медовой компании Odem International Элиза Ганьон (Elise Gagnon), заявила, что в настоящее время «число мошенников в торговле медом в настоящее время больше, чем когда-либо в прошлом», что подобная практика способна привести к тому, что торговля этим продуктом «в скором времени превратится в неблаговидное занятие, сродни азартным играм». Даже в том случае, если медовых аферистов удается поймать с поличным, их пока не удается отправить за решетку. Тем не менее, усилия в этом направлении в последнее время заметно активизировались.

В мае 2008 г. в США были арестованы два сотрудника германской медовой компании, которым было предъявлено обвинение в поставках крупных партий китайского меда под видом продукции из России, Украины, Польши и других стран. Если их вина будет доказана, им грозит 5 лет тюрьмы и штраф в размере 250 тыс. долл.
8 января 2009 г. американские власти предъявили иск на 3,3 млн. долл. двум бизнесменам из Сиэтла (штат Вашингтон), ввозившим в США китайский мед под видом продукции из Таиланда и Филиппин. Руководитель этой компании был членом Национального управления по меду. Среди его клиентов значился и кооператив Siux Honey, контролирующий около 20% внутренней торговли медом в США.

К борьбе с аферами на мировом рынке меда подключаются и другие медовые державы.
В феврале 2008 г. в Австралии были оштрафованы на 580 тыс. австр. долл. три бизнесмена за операции по поставкам китайского меда в США под видом австралийской продукции.
В конце 2008 г. меры по пресечению транзита китайского меда были приняты в Индии. В ноябре 2008 г. выяснилось, что из 655 партий индийского меда, предназначенных на экспорт в США, 471 были доставлены из Китая.

К борьбе с незаконными операциями с медом подключилась и Россия. В мае 2008 г. в Министерстве экономического развития РФ состоялась встреча представителей этого министерства, Межрегиональной общественной организации пчеловодов и Посольства США. В ходе беседы на конкретных примерах были опровергнуты домыслы американских СМИ о том, что Россия якобы участвует в незаконных операциях по поставкам китайского меда в США. Американские дипломаты согласились с предъявленными им фактами и сообщили, что на тот момент в США расследовалось 5 афер транзита китайского меда через третьи страны, нанесшие американской стороне ущерб в 30 млн. долл. В октябре 2008 г. Посольству США в Москве были переданы 20 образцов российского меда. Наличие этих образцов позволит американским специалистам точнее определять географическое происхождение импортных партий меда. В беседах с автором статьи американские и канадские бизнесмены, участвовавшие в конференции ААПМ в Фрезно (Калифорния) в январе 2009 г., позитивно оценивали шаги России в указанной области, подчеркивая, что со второй половины 2008 г. поставки в их страны псевдо-российского меда прекратились. Однако ставить точку в этом деле пока еще рано.

К сожалению, перепроверить данные Министерства сельского хозяйства США о поставках в эту страну российского меда автору не удалось. По одной простой причине – из-за отсутствия в России открытой статистики и экспертных оценок по этой теме. А без этого все разговоры о развитии нашего медового экспорта, его динамике и перспективах – пустой звук. В итоге вполне может оказаться, что поставки в США крупных партий российского меда – не более как мыльный пузырь, запущенный теми же мошенниками, что энергично «экспортируют» мед из Сингапура, Гонконга, Багамских островов и других стран и территорий, где вообще нет профессионального пчеловодства.
Очередное предупреждение на сей счет прозвучало в докладе одного из участников упомянутой выше конференции ААПМ: «Страны, участвующие в незаконных транзитных операциях с китайским медом, должны придти к пониманию, что эта практика негативно скажется на их репутации и экономических интересах. Россия, Вьетнам и Индия могли бы создать систему жесткого мониторинга в целях предотвращения подобных операций и защиты качества и безопасности их меда по аналогии с тем, как это сделала Бразилия».

А.Пономарев
13 марта 2009 г.

Вам может быть интересно

ubiley

Юбилей Александра Владимировича ОЛЕСКИНА

DenRozhdeniya5

Юбилей Владимира Леонидовича СЫВОРОТКИНА

Актуальное